Порой недостаточно слов, чтобы выразить глубину испытываемых чувств, и именно цветы становятся инструментом их выражения. В эти цветочные истории невозможно поверить, между тем, они произошли в реальности. Причем с людьми очень известными. Возможно, именно их известность сохранила память об удивительных проявлениях настоящей любви для миллионов людей.
Нико Пиросмани и букет «Миллион алых роз»
В начале 80-х годов прошлого столетия появилась и стала очень популярной песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского «Миллион алых роз», песню исполняла Алла Пугачева. Она рассказывала о бедном художнике, который продал все, чем владел и на эти деньги купил «целую площадь цветов» для своей возлюбленной. В основу сюжета легла история любви художника-примитивиста Нико Пиросмани к французской актрисе Маргарите де Севр. Именно он решил громко выразить свои чувства цветами.
Итак, в грузинской деревне Мирзаани, в простой крестьянской семье, которая владела виноградником и скотом, родился мальчик Нико. Рано осиротел и в 1870 году переехал в Тбилиси к своим старшим сестрам. Кем он только ни работал: был кондуктором, слугой, скотоводом, разнорабочим. Он сам научился читать и писать по-грузински и по-русски, кроме того, всегда мечтал о живописной мастерской, где мог бы отдаться любимому делу.
Картины не приносили ему больших денег, но он продолжал творить. Будучи самоучкой, он не знал простейших канонов, но его картины были наполнены настоящей жизнью. Чаще всего он писал сцены застолий, натюрморты, наблюдения из крестьянской жизни. Настоящая известность пришла к художнику только после смерти, сейчас его называют Ван Гогом из Тбилиси, а в годы жизни ему удалось своим трудом заработать лишь на небольшую чайхану.
И не сложилось бы самой трогательной любовной истории, если бы на гастроли в Тбилиси не приехала французская актриса и танцовщица Маргарита де Севр. Увидев ее, Нико Пиросмани потерял голову. Он пытался ухаживать за актрисой и даже написал ее портрет «Актриса Маргарита», но та оставалась равнодушной.
В день своего рождения художник решился. Он, конечно же, мог купить букет цветов и отправить актрисе, как сделали бы многие, но он продал чайхану, все, что у не было, скупил в Тбилиси все цветы, нагрузил 9 повозок и отправил их к дому своей возлюбленной. Маргарита де Севр была впечатлена. Однако на этом и все. Как ни прискорбно, они не стали парой. Хотя важно ли это, кто знает, сложись их судьба по-другому, разве осталась бы в памяти миллионов романтическая история влюбленного художника?
Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева — любовь сильнее смерти
«Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем», — написал когда-то ей Владимир Маяковский. История любви поэта и удивительной женщины продолжает будоражить умы. Несмотря на то, что минуло уже столетие.
Татьяна Яковлева родилась в Санкт-Петербурге в 1906 году. С помощью дяди, известного во Франции художника Александра Яковлева, она эмигрировала в Париж, когда ей исполнилось 19 лет. Русская красавица стала работать моделью. Рекламными плакатами, где она демонстрировала чулки на прелестных ножках, был увешан весь Париж. У нее было множество поклонников, в том числе Федор Шаляпин и Сергей Прокофьев.
Поэт встретил Татьяну Яковлеву в 1928 году в Париже, в доме у сестры Лили Брик Эльзы Триоле. У них был всего месяц, когда они гуляли по французским улочкам и не могли надышаться близостью друг друга. Маяковскому надо было возвращаться в СССР, он предложил Яковлевой поехать с ним, но та отказалась.
Перед отъездом, он отправился в известную оранжерею и решил купить цветы с доставкой на долгое время. По договору, Яковлевой поставляли букеты каждое воскресение с его визитной карточкой. Фирма выполняла свои обязательства, и Яковлева получала букеты даже после смерти поэта.
Это была настоящая страсть, охватившая обоих. Татьяна писала матери:
«Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след».
Татьяна понимала, она больше не увидится с возлюбленным. В 1929 году Лиля Брик сообщила Маяковскому, что Яковлева собралась замуж за виконта Бертрана дю Плесси. Маяковский говорил, что влюблен и «застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину», и в апреле 1930 года он нажал на курок. О причинах этого поступка биографы спорят до сих пор, и если бы не разлука с той, что стала его страстью, кто знает, как сложилась бы его судьба.
Тайна белой сирени
Продолжаем цветочные истории… Букет роскошной белой сирени впервые преподнесли Сергею Рахманинову на одном из концертов. С тех пор он получал эти цветы на каждое выступление. Кроме того, на день ангела и другие праздники. Белая сирень и записка к цветам, на которой было написано пожелание счастья и восхищение его талантом, сопровождала его и на гастролях. На премьере поэмы «Колокола» Рахманинову преподнесли пюпитр и дирижерскую палочку, украшенные сиренью.
Он называл свою тайную поклонницу Белой Сиренью. А потом отправлял ей подарки, в частности, нотную рукопись «Колоколов» с автографом. Когда он уезжал из России, в купе оказалась веточка белой сирени.
Долгое время биографы пытались вычислить имя поклонницы. Они предполагали, что Белой Сиренью могла быть Варвара Страхова. В молодости между Рахманиновым и юной актрисой Варей Страховой был роман, но неожиданно он закончился. Еще одна претендентка — его кузина Наталья Сатина, которая была влюблена в него еще в юности. Постепенно и он проникся взаимным чувством, пара обвенчалась. Но не жена присылала ему эти цветы сирени. Хотя, заметив, что букеты ему нравятся, стала тайно заказывать в Голландии сирень.
Настоящей Белой Сиренью оказалась Фекла Яковлевна Руссо-де-Живони. Фекла родилась в Киеве, вышла замуж за француза, родила трех дочерей. Она знала несколько языков, преподавала в гимназии. С мужем она рассталась и переехала в Москву, где впервые услышала концерт Рахманинова. С тех пор она стала его самой преданной поклонницей. Сохранились записи расписания всех концертов и их организаторов, это помогало передавать презенты с достоинством, ненавязчиво.
Польский композитор Иосиф Гофман, друживший с Рахманиновым, написал:
«Никогда не было более чистой и светлой души, чем Рахманинов… Вот почему именно в его жизни случилась, произошла эта романтическая история. И может быть, хорошо, что они так никогда и не встретились».