6 июня, в день рождения великого поэта, в России отмечается Пушкинский день, а какой праздник без цветов. Тем более что флористическая тема проходит через всю лирику Александра Сергеевича? В Пушкинский день хочется купить цветы и возложить их к памятнику, вспомнить поэтическое наследие человека, давшего начало современному русскому языку, ведь в жизни поэта цветы занимали особое место.
«Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя», — пишет великий поэт в своем стихотворении «Цветок».
Книжная находка у Александра Сергеевича вызывает целую гамму чувств. Короткий век сорванного цветка рассказывает о былой любви, романтичном свидании и, возможно, роковой разлуке. Уходят люди, гаснут чувства, и лишь цветы хранят память о значимых событиях жизни.
«На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?»
Символы в поэзии Пушкина
Пушкин жил в то интересное время, когда символика цветов была необычайно популярна. В Петербурге увидела свет книга русского поэта и переводчика Дмитрия Ознобишина «Селам, или Язык цветов» — перевод немецкого издания «Язык цветов, или Значения», которая, в свою очередь, была написана по персидскому языку цветов. В книге Ознобишина приводится толкование значений 400 растений. Тайный смысл цветов, их влияние и поэтичность образов вызвали моду на символизм флористического царства. Высший свет увлекся толкованием букетов, не остался в стороне и Александр Сергеевич.
И Пушкин сравнивает поэзию с огромным букетом в стихотворении «Послание цензору»:
«…Остались нам стихи: поэмы, триолеты,
Баллады, басенки, элегии, куплеты,
Досугов и любви невинные мечты,
Воображения минутные цветы…»
Цветы для поэта не просто тайный язык, но и яркие образы, тени ярких чувств. Трепетные розы подобны юным девам, столь же нежны, обольстительны, цветущий бутон — всегда символ юности.
«Доселе в резвости беспечной брели по розам дни мои», — пишет Пушкин.
«Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза,
Её уста, как роза, рдеют…» — «Медный всадник».
Поэт довольно часто использует метафору роза — женщина.
«Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!» — «Зима, что делать нам в деревне…»
Однако у роз есть и шипы, это обратная сторона брака. В романе «Евгений Онегин» герой говорит Татьяне после получения от нее письма: «Судите ж вы, какие розы нам заготовит Гименей…», говоря о тяготах и невзгодах супружества.
Тайный знак с цветочной подсказкой скрыт в описания бега Татьяны, которая бросилась в сад, услышав о приезде Евгения: «мигом обежала куртины, мостики, лужок, аллею, озеро, лесок, кусты сирен переломала…»
Сирень — символ первой, чистой любви, а сломанный куст сулит Татьяне любовную неудачу.
Ольга же в романе предстает в образе невинной лилии, целомудренного, закрытого ландыша. Интересно, что и у Ленского есть цветочный образ — это шиповник, одичавшая без любви роза.
Язык цветов во времена Пушкина
Примером популярности флористического языка служит увлеченность им Анной Керн, женщиной, удостоившейся самого романтичного посвящения великого поэта:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»
Она зашифровывала свои тайные послания: «У меня есть Тимьян, я мечтала о Резеде, к моей Чувственнице нужно добавить много Жёлтой Настурции, чтобы скрыть Ноготки и Шиповник, которые мучают меня…»
Перевод: «У меня есть рвение, я мечтала пусть и о кратковременном счастье любви, мне с моей тайной чувствительностью нужно обладать мнимой насмешливостью, чтобы скрыть отчаяние, тревогу и беспокойство, которые мучают меня…»
Глубокий символизм цветов служил вдохновением Пушкину, расширяя выразительность флористической лексики.
Еще одно цветочное посвящение женщине, которую он безмерно ценил и уважал. Прасковья Александровна Осипова была его соседкой по Михайловскому, хозяйкой усадьбы Тригорское. Почтенная женщина оставила значимый след в душе поэта. Кроме того, по подсчетам пушкинистов, ее имя или обстоятельства, связанные с ней, упоминаются в творчестве Александра Сергеевича 170 раз. Именно ей он посвятил стихотворение, написанное в 1825 году «Цветы последние милей…»:
«Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья».
Быстротечность жизни, мудрость, талант наслаждения каждым мгновением — посвящение настолько емко, что хочется купить цветы с доставкой, вложить открытку со стихотворением классика и послать дорогому человеку. В Пушкинский день и любой другой!
Образ цветов в поэзии Пушкина — сложен и многогранен. А язык цветов в его интерпретации настолько емок, что позволяет лаконично выразить чувства самых сложных оттенков.