В июле не стало Наташиного отца, Егора Васильевича, ещё крепкого семидесятипятилетнего старика — оторвался тромб и всё, не стало человека… Его дети — дочь Наташа и сын Василий похоронили отца, справили поминки и сороковины, как положено, с размахом, допустимым для такого скорбного повода. Стали делить наследство. Отношения между родственниками были нормальными, никто не пытался захватить больше, чем положено, все вопросы решали в спокойных, мирных дискуссиях.
Денежных накоплений у деда Егора особых не было, зато имелась добротная двухкомнатная квартира, в которой он проживал один, вот уж восемь лет после смерти жены, небольшой домик-дача не очень далеко от города, и машина, крепкая, в своё время перебранная самим дедом «Лада-Нива». Сначала хотели всё добро продать, а деньги по-честному поделить пополам, но потом передумали. У Васи в семье остро стоял квартирный вопрос, так что жильё всё равно надо было бы покупать. А это уже бы получалось по анекдоту о русском бизнесе: водку продать, а деньги пропить.
Наташа с Толиком благополучно выдали дочку замуж, молодёжь зарабатывала круто, взяли ипотеку и превратили однокомнатную квартиру зятя в трёшку-новострой улучшенного проекта. А вот у Василия всё было сложнее: они ютились в крохотной хрущёвке: он с женой, сын с невесткой и двое их детей. Ипотеку взять молодые не могли — все деньги вкладывались в небольшой бизнес, который обещал стать очень выгодным, но пока требовавший бесконечных вложений.
Поэтому решили по-родственному: Васиной семье доставалась квартира, Наташиной — дача и Нива. Она давно мечтала о саде-огороде, а её муж Николай об автомобиле. Что-нибудь крутое пока подождёт, а добротная Нива и для дачи сгодится, и для городских поездок. Конечно, квартира по стоимости перевешивала дачу с машиной в придачу, но Николай с Наташей решили не мелочиться и помочь старшему брату.
Василий был очень тронут, хотел даже приплатить зятю разницу, но тот отмахнулся — «Магарыч поставишь, и будет с тебя!»
***
В ближайшие выходные новоиспечённые «помещики» поехали осматривать своё владение. Дед Егор всегда управлялся на участке сам, или с помощью соседей, от родственников принимал помощь очень неохотно — не желал быть им обязанным. Поэтому Николай с Натальей бывали на даче редко и плохо представляли себе её нынешнее состояние — наверное, ремонт потребуется капитальный. Однако, к их удивлению, на ухоженном участке обнаружился весьма крепкий дом с утеплёнными стенами и новой крышей, печка с запасом дров — в общем, не только летнее, но и зимнее жилище. Ухоженный сад, огород с огурцами, картошкой, капустой, подстриженные плодовые деревья. Но всё это казалось мелким и незначительным на фоне двух огромных, капитальных, мощных теплиц, на фоне которых терялся даже жилой ломик.
«Вот это да, лихо дед Егор рассаду выращивал!» — промелькнула мысль.
— Здорово, сосед! — послышался голос от забора.
— День добрый, — отозвался Николай.
— Теперь ты тут хозяином будешь, или на продажу выставишь? — спросил сосед.
— Не знаю пока. Если жена захочет, будет тут сад-огород выращивать. Я-то не по этим делам.
— А теплицы? — сосед явно интересовался этой темой, не просто от любопытства спрашивал.
— А что теплицы?
— Ну, это… Цветочки выращивать будешь, как Василич?
— А что, он цветы выращивал, не рассаду?
— Не-е, не рассаду. Тюльпаны в теплице. Меня, кстати, Семёном звать, если что.
— Николай.
***
Сосед продолжил:
— Так ты, выходит, не в курсе? У Василича тут целый бизнес был. Теплицы сам видишь, солидные, с отоплением, он всю зиму возился, выращивал, чтоб к концу февраля успеть, там ведь март на носу, восьмое число, бабы цветы требуют. А розы там, или орхидеи какие-нибудь кусаются сильно. У кого жена только, ещё ладно, а плюс тёща, дочки, тётушки какие-нибудь! А ещё возьми офисы всякие, там баб немеряно, всех поздравить надо, вот тюльпанчики и выручают. Букетик три штучки, в целлофан завернул, — вот тебе и поздравление. Кроме того, тюльпаны в теплице вырастали отменными!
Красные тюльпаны от AzaliaNow— Так он цветами на рынке торговал?
— Не, сам не торговал, не любил он это дело. У него свой перекупщик был, прикормленный. В начале марта приезжал, на корню весь урожай тюльпанов скупал. Причём не сразу всё срезал, а по частям, чтоб, значит, свеженьким торговать!
— Вот, значит, оно как… — протянул Николай, — наверное, выгодно было этим заниматься.
— Да уж, конечно, выгодно. Ладно, Коля, давай, у меня дел полно ещё по дому. Запиши телефон мой, если вдруг надумаешь продавать, или помощь какая понадобиться, позвони.
***
Они обменялись контактами, и Семён ушёл к себе. Подошла Наташа.
— Что там, о чём разговор был?
— О теплицах говорили. Оказывается, твой отец цветочным бизнесом занимался, — Николай вкратце пересказал жене разговор с соседом.
— О. как! — Наташа была удивлена. — А ты что, хочешь развивать это дело?
— Да не знаю даже, — немного растерянно ответил Николай, — я вроде ничего такого не планировал, но как-то всё складывается удобно — теплицы оборудованы, хоть сейчас используй — газ подведён, вода, батареи, все материалы есть, технологию в интернете найти — не проблема. Покупатель тоже имеется, только надо его контакты отыскать. Готовый бизнес, так сказать.
— Да какой это бизнес, раз в год сделку провёл, и всё.
— Ты так не говори, «раз в год», это дед кроме тюльпанов на 8 марта теплицы ни для чего не использовал, а ведь можно и огурцы, и кабачки, и помидоры, и другую рассаду выращивать!
— Ну, и когда же ты будешь это всё выращивать? У тебя ж работа!
— Мне до пенсии не так уж и много осталось, да ещё и по льготе могу раньше выйти. Пока попробовать можно с тюльпанами, отпуск брать в феврале, это без проблем будет. А там уже посмотрим. В общем, подумаем ещё, не будем пока ничего решать, придержим, как страховочный вариант. А спрос на цветы всегда был и будет, это дело беспроигрышное!
— Ну, смотри. Давай для начала попробуем, если что, тюльпаны в теплице, а потом поглядим, пока мы вполне обеспечены, будет вроде хобби на старости лет, если с бизнесом не получится!